ТЕСТИРОВАНИЕ ЮЗАБИЛИТИ

Для повышения надежности теста  процедура исследования проводится в нескольких вариантах. Наиболее популярными методами исследований являются:

-оценка сайта экспертом, на наличие полезности и доступности;

-тест  проведенный с участием пользователей о всех возможностях восприятия сайта (широкий target, разделение «осведомленность пользователя), умение пользоваться Интернетом, знание отрасли);

-исследования eyetracking. Оно заключается в отслеживании движения глаз пользователя,что впоследствии выполняет анализ поведения.

Наиболее значимым и простым методом в реализации является тест для определенной группы пользователей, проведенный под руководством эксперта в области юзабилити. На основе поведения пользователей и основываясь собственными знаниями, можно сделать правильные выводы и создавать отчет о юзабилити сайта.

Исследования юзабилити с участием пользователей становится надежным уже при небольшом количестве человек (около пяти) участвующих в исследовании. Специалист в этой области может сделать правильные выводы о полезности сайта и обрисовать стратегии дальнейших действий в области оптимизации. Большое число людей участвующих в исследовании, увеличивает его расходы и не влияет на количество обнаруженных проблем и ошибок.

Исследование eyetracking позволяет оценить, какие места или разделы на сайта привлекают внимание пользователей, позволяет определить наиболее «горячие» места на сайта и использовать их более эффективно. Стоимость исследования eyetracking? Это относительно дорогой способ, если учитывать стоимость оборудования, которое используется  в таком исследование.

Существует много различных методов тестирования юзабилити сайта. Тот, кто интересуется этой областью должен знать, что такое эвристические тесты или тесты с использованием контрольных списков. Можно сказать, что чем чаще будет тестирование юзабилити строящегося проекта, тем лучше для него. В крайне минимальной версии, тестирование юзабилити проводятся сразу после его создания. В самой оптимальной версии, предварительный анализ должен быть проведен сразу после создания проекта. Правильное создание страницы так же должно быть разделено на несколько этапов. Каждый этап дополняется соответствующими испытаниями. Анализ должен проводить человек, который не занимается созданием сайта. Если это не возможно, то стоит отложить работу на пару дней и вернуться к ней со свежим умом. Тогда много вещей может внезапно обнаружиться. Убедитесь, что каждый составляющий элемент сайта является логическим, хорошо расположен и выполняет определенные ранее цели. Хорошей идеей является анализ различных сценариев: использование или создание профилей выборочных пользователей. Будет хорошо если проект посмотрят несколько специалистов. Так же стоит показать его обычным пользователям, чтобы посмотреть на их реакцию. Можно так же сравнить проект с результатами тестирования с использованием карт.

Сценарии использования

Создания сценариев по использованию Веб-сайта -это один из самых интересных методов тестирования юзабилити. Он заключается в определении задач, которые в будущем будут выполнять пользователи сайта и так же способы их выполнения. Речь идет об обычном пользователе, который хочет легко найти номер телефона компании, список региональных отделений и информацию о конкретном продукте. Поэтому необходимо определить, какие конкретные шаги должен сделать посетитель, чтобы выполнить задание. Благодаря этому можно определить, что мешает пользователям и изменить проект таким образом, чтобы исключить все ненужные действия.

Профили пользователей.

Создание так называемых персон, то есть профилей для пользователей сайта, характерных для целевых групп -это уже немного сложнее. Необходимо создать точный образ человека — определить его пол, внешность, интересы, работу, личную жизнь и тд. Для этого следует приложить описание нескольких типичных задач такого лица. Таким образом Вы сможете лучше понимать потребности целевых групп. Характеристика пользователя должна основываться на великолепном отображении данных, которые соответствуют выбранной целевой аудитории. Применение этого метода имеет смысл только в случае действительно больших проектов. В случае малых и средних сайтов он является, в отличным от сценариев использования, гипертрофией формы над содержанием.

Сортировка карт.

Это интересный метод, облегчающий логическое расположение элементов сайта. Каждый участвующий в тесте получает набор картонок с названиями отдельных элементов страницы. Пользователь должен самостоятельно разделить блоки на группы, а группам давать имена.

Благодаря таким испытаниям мы можем лучше адаптировать дизайн сайта для ожиданий пользователей и их рассуждений. В ходе испытаний можно указать элементы, которые не подходят для других. Стоит обратить внимание на сходства и различия между группами отдельных лиц, принимающих участие в исследованиях. Тесты с карточками можно проводить до создания проекта и позднее, хотя второй вариант не слишком популярен. Теоретически Вы можете обратиться к лицам, которые участвуют в тесте, о назначение записок к заранее определенным категориям, или подходят только части билетов для категорий, в которых часть элементов уже лежит. Структура сайта может быть следствием других предпосылок, на которые  программист не влияет, а сортировки карт можно использовать только для улучшения в полном объеме.

Эвристические тесты.

Если речь идет об этапах создания сайта, то стоит знать несколько основных методов. Эвристический метод тестирования юзабилити базируется на очень простом принципе – это совокупность определенных общих правил, соблюдение которых положительным образом влияет на юзабилити сайта. Специалисты, которые знают их хорошо, могут быстро оценить каждую страницу на наличие такового. Основу этого метода дало 10 эвристик Якоба Нильсена:

видимость состояния системы;

-адекватность системы для реального мира;

-контроль и свобода выбора для пользователя;

-единообразие и стандартизация;

-предотвращение возникновения ошибок;

-распознавание, а не напоминание;

-гибкость и эффективность использования;

-помощь в диагностике, выявлении и исправлении ошибок;

-помощь и документация;

-контрольный список.

Очень простой, но и трудоемкий метод проведения тестов юзабилити основан на сравнении проекта с соответствующим списком рекомендаций или вопросов. Можно давать ответы в виде «Да» или «Нет», оценивать реализацию данного критерия в определенном диапазоне измерений. После завершения такой инспекции можно указать в процентах количество выполненных требований, представить детальный список требований, несоответствий и так далее.

Тесты с пользователями.

Для многих людей это ключевой метод тестирования юзабилити. На крупных проектах и сложных решениях он безусловно необходим. Тесты с людьми можно проводить на группе тщательно отобранных людей, по мнению целевой группы. Можно также посадить перед компьютером близких или друзей и попросить их реализовать несколько задач. Все зависит от потребностей и возможностей.

Понравилась статья? сделайте репост чтобы не потерять

Поделиться в facebook
Репост в Facebook
Поделиться в twitter
репост в Twitter
Поделиться в vk
Репост в Вконтакте
Поделиться в odnoklassniki
Репост в Однокласники